В Херсоне состоялся круглый стол на тему «Государственное финансирование партий – как положить конец политической коррупции?». Инициировал мероприятие Центр политических студий и аналитики.
Политическая коррупция в Украине продолжает существовать даже после Революции Достоинства. Одно из её проявлений – теневое финансирование политических партий, получающих средства для своего функционирования от олигархов и крупного бизнеса.
«По мнению украинских и международных экспертов в сфере избирательного законодательства, единственным оружием, которое может преодолеть политическую коррупцию, является государственное финансирование политических партий и избирательных кампаний в связке с одновременным радикальным увеличением уровня контроля над партийными финансами. В Украине партии получают до 30% своего бюджета от членских взносов и спонсорства, а остальные деньги на свою деятельность политсилы вынуждены получать от теневых спонсоров» – отметил глава Центра политических студий и аналитики Виктор Таран.
В Европе государственное финансирование партий существует ещё со средины 60-х годов прошлого века. Впервые подобную практику ввели в ФРГ. А сегодня в 52% стран мира партии финансируют из государственного бюджета. С 2017 года к ним присоединиться Украина – в силу вступит Закон «О государственном финансировании партий», за который 19 июня народные депутаты уже проголосовали в первом чтении.
Концепция государственного финансирования партий проста. Право на подобное осуществление деятельности получают партии, которые на последних выборах получили значительную поддержку избирателей. Однако получить средства смогут и те партии, которые не преодолели проходной барьер, – это позволит развиваться молодым партиям, которые пока не имеют достаточного уровня поддержки в обществе. На уровень поддержки будет влиять и результат партий на местных выборах.
Эти партии получат средства в двух формах:
а) ежегодное финансирования уставной деятельности партий, не связанной с их участием в общегосударственных и местных выборах;
б) частичное возмещения расходов партии на предвыборную агитацию.
Но сначала все партии должны пройти аудит.
Финансирование рассчитывают следующим образом: на каждого избирателя в бюджете предусмотрят 1% от минимальной заработной платы прошлого перед выборами года, что, например, в этом году составляет 12 гривен 78 копеек.
«Многие скажут, что это большая сумма для госбюджета. Но ведь мы знаем, что только одна схема Игоря Коломойского с Укрнафтой стоила госбюджету Украины более 650 миллионов гривен ежегодно», – подчеркнул Виктор Таран.
Деньги из общего фонда пойдут на ежегодное финансирование статутной деятельности и частичную компенсацию затрат на выборы партий. Закон гласит, что финансирование политических сил запрещается незарегистрированным общественным организациям, от доходов с ценных бумаг, государственных или коммунальных предприятий и даже от поставщиков товаров и услуг за бюджетные средства.
Эксперты акцентировали внимание на том, что партии-нарушители финансовой дисциплины не будут ликвидированы, как это принято во многих странах, им просто приостановят денежное снабжение из бюджета. Делается это с целью недопущения давления власти на оппозицию.
Согласно Закону, ежегодно политсила должна будет отчитываться перед специальным уполномоченным органом. А за все нарушения Закона о госфинансировании предусмотрены штрафные санкции.
Стоит отметить, что вступление в силу Закона «О государственном финансировании партий» может приблизить сроки получения безвизового режима для Украины.
Потенциально, уже с лета 2016 года, украинцы могли бы получить открытые границы в Европу, о чём говорилось во время недавнего саммита Украина – ЕС в Риге. Но для этого Украина должна ускорить темп реформирования страны в сферах борьбы с коррупцией и преступностью, внедрение внутренних биометрических паспортов и приведение миграционной политики в соответствие с европейскими стандартами.