Одним из акцентов, которые были сделаны во время проходившего в апреле этого года Киевского форума по безопасности, – необходимость обеспечения экономического развития граничащих с РФ областей Украины.
Один из авторов и инициаторов «Европейского плана для Украины» (так называемый «План Маршала для Украины») Премьер-Министр Литовской Республики (1999-2000, 2008-2012), депутат Сейма Андриус Кубилиус, выступая на форуме, сказал, что, в первую очередь, граничащая с оккупированным Крымом Херсонская область, прифронтовые Луганская и Донецкая области должны стать территориями экономического успеха, что будет одним из наиболее действенных механизмов противодействия агрессору и эффективным рычагом, направленным на возврат Украине оккупированных территорий.
Луганская и Херсонская области – совместные шаги на пути экономического развития
Вчера (19 июня) на территории Посольства Литовской Республики Украины состоялось мероприятие, итоги которого должны коренным образом изменить ситуацию на территории прифронтовой Луганской области и одновременно стать дополнительным стимулом развития Херсона и Херсонской области.
К проекту, который еще в 2014 году инициировали депутаты и городской голова Херсона и в итоги выросшему в широкомасштабный международный проект реформирования и развития Херсонского и Скадовского морских торговых портов, создание нового транспортного коридора от порта литовского города Клайпеда на Балтике, через территорию Беларуси, Черноморские порты Херсона, Скадовска, турецкого Трабзона, территорию Грузии к азербайджанскому порту города Баку на Каспии присоединилась Луганская область. Был подписан меморандум о сотрудничестве между базовым координатором реализации проекта группой компаний «Содружество», Ассоциацией сельхозтоваропроизводителей Луганской области и Балтийско-Черноморским экономическим форумом (на фото).
Как отметил глава Луганской областной государственной администрации Юрий Гарбуз (на фото) – «Данное событие не только демонстрация того, что Луганская область не является покинутой на произвол судьбы, это факт свидетельствующий о реальных перспективах восстановления и успешного развития.
Вхождение Луганщины в этот международный проект открывает кардинально новые перспективы для представителей бизнеса нашей области, формирует дорожную карту обеспечения эффективного развития экономики нашей и Херсонской областей, реализации совместных международных проектов».
Следует отметить, что глава Луганщины принимал активное участие в окончательной стадии обсуждения и подготовки проекта реализации модели государственно-частного партнерства по модернизации объектов портовой инфраструктуры Херсонского и Скадовского МТП и их эффективного развития.
Во время проведения в Херсоне 1 сентября 2017 года Балтийско-Черноморского экономического форума, совместно с делегацией Сейма Литовской Республики (во главе с Председателем), руководством Херсона и Херсонской области, представителем турецкого порта г.Трабзон, Юрий Гарбуз принимал участие и в окончательном этапе формирования проекта, перед его официальным внесением на рассмотрение Министерством инфраструктуры Украины.
Данным проектом предусмотрена оптимизация площадок порта, в том числе, с учетом предполагающихся грузов из и для Луганской области. О значимости данного проекта, как точки опоры сформированным проектам многостороннего сотрудничества, говорили выступавшие на мероприятии глава Луганской Ассоциации сельхозтоваропроизводителей Валерий Окопный, представители многочисленной Луганской делегации.
Предусмотренный проектом к созданию в Херсоне единый международный логистический центр открывает для Луганской области к Балтийскому, Черному и Каспийскому морям.
Принявший участие в мероприятии член правления Балтийско-Черноморского экономического форума Сергей Орехов (на фото по центру), общаясь с луганскими друзьями, отметил, что официальное вхождение, в качестве равноправного члена, Луганщины в состав управляющего органа единого международного логистического центра позволит не только эффективно организовывать перемещение грузов но и на качественно новом уровне формировать пакет совместных проектов с представителями бизнеса стран-партнеров, имея в руках реальные механизмы их реализации.
При этом Сама Луганская область теперь по праву может считать себя морской.
TUID – фундамент эффективного сотрудничества бизнеса Турции и Украины
Международный союз бизнесменов Турции и Украины (TUID), являясь авторитетной организаций на территории обеих стран, уже не один год является одним из партнеров как Балтийско-Черноморского экономического форума так и ГК «Содружество». Подписанием меморандума (на фото) о партнерстве данное сотрудничество было закреплено юридически.
В своем выступлении Президент TUID Бурак Пехлеван отметил важность как для Турции так и для Украины объявленного плана Президентами наших стран на углубление и развитие сотрудничества и торговых отношений с доведением ежегодного товарооборота между Турцией и Украиной до 10 млрд. долларов США.
Тот факт, что на территории Украины на данный момент работает порядка 600 турецких компаний, а объемы турецких инвестиций в экономику Украины после «Евромайдана» имеют явную тенденцию к росту свидетельствуют об отношении Турции к Украине, как к стране дружбу и развитие всесторонних отношений с которой очень высоко ценят.
О роли и важности подготовленного проекта Херсонского и Скадовского МТП, роли инициированного к созданию транспортного коридора, открывающихся перспективах для присоединившейся к проекту Луганщины остановился в своем выступлении заместитель председателя TUID Али Булут.
Кроме готовности к эффективной работы в проекте турецкого порта г.Трабзон, заинтересованности Турции в украинском зерне достаточно детально говорили присутствующие о важности данного партнерского объединения для обеспечения подготовки площадок совместных проектов, доставки техники и строительных материалов для осуществления восстановительных работ на территориях, пострадавших во время военного конфликта, для создания и строительства новых предприятий и объектов.
Консолидирующая роль украинской группы компаний «Содружество»
Специфика ведения бизнеса на территориях таких областей как Херсонская и Луганская связан с осторожностью международного бизнеса к возможным инвестиционным вложениям.
Присутствующие на мероприятии акцентировали в данном сегменте на ключевую роль ГК «Содружество» (в этом году исполняется 30 лет с момента создания), которая с одной стороны, являясь на 100% украинской компанией, зарегистрированной в Херсоне, с другой стороны имеет, сформированный годами, большой авторитет и положительную репутацию у международных партнеров.
Зафиксированная готовность данного украинского оператора рынка взять на себя большую часть рисков реализации проекта и вносимых инвестиций в реализацию внесенного на рассмотрение Министерству инфраструктуры Украины проекта государственно-частного партнерства по Херсонскому и Скадовскому морским портам стала базовым, не достающим катализатором для интенсивного развития группы совместных международных проектов, опирающихся на него.
Об этих проектах, их перспективах говорили не только луганчане. Старший советник Посольства Грузии в Украине Джемал Гогитидзе обратил внимание присутствующих, что уже на начальной стадии внесенный проект объединил города Херсон и Батуми, которые подписали договор о партнерстве, подписаны меморандумы топ-компаниями транспортно-логистической сферы из Тбилиси и Батуми.
Представитель торгово-промышленной палаты Грузии в Украине Георгий Сигуа отметил, что вся эта работа и те уже достигнутые результаты имеют большое значение не только для Луганской, Херсонской областей и Украины но и для всех стран-партнеров.
Советник по экономическим вопросам Посольства Казахстана в Украине Арнур Танбай (на фото) обрисовал ситуацию, связанную с значительными возможностями, которые по приемке и обработке грузов на восточных берегах Каспийского моря имеют порты Актау и Курык, о той целенаправленной работе, которую проводит Казахстан, как одна из ключевых стран, обеспечивающих перемещение грузов с выходом на коридоры «нового шелкового пути».
По окончании мероприятия общения участников и многочисленной армии журналистов продолжалась достаточно долго.
Важность проекта, новые перспективы, фактические механизмы укрепления экономик регионов, их экономической безопасности, укрепления партнерских связей между предприятиями и организациями разных стран, точка опоры для вывода межгосударственных отношений на новые уровни сотрудничества.
При этом неоднократно упоминалась уникальность, связанная с инициативой, возникшей в Херсоне и поддержанной в Луганской области. Это реальные результаты объявленной в 2014 году реформы по децентрализации. Хочется верить, что также это расценивают и в Министерстве инфраструктуры Украины.
Владимир МАКУХА